Сроки продвижения, оплата, риски и гарантии

Сроки получения результатов от продвижения сайта на поисковых системах зависят от таких факторов как сложность темы, активность конкурентов, время жизни сайта, выбранный вариант продвижения сайта и т.д. Можно сказать, что для легких и средних по сложности тем минимальным сроком работ по продвижению сайта на поисковых системах будет срок равный четырем месяцам. При этом первые результаты (первые целевые посетители) вполне могут появиться и через месяц - два после начала работ, однако количество этих посетителей будет различным для разных тем. Для сложных тем этот срок может быть существенно больше.

Оплата за продвижение сайтов может вноситься двумя способами:
1. Ежемесячная предоплата (как правило, 100% в начале каждого месяца);
2. Разовая предоплата-оплата.

Первый способ хорош тем, что, во-первых, отдаваемая частями (ежемесячно) оплата является, по сути, рассрочкой или похожа на выдачу зарплаты, и часто может быть более удобной для заказчика. Во-вторых, при хорошем стечении обстоятельств количество месяцев, необходимых для вывода сайта на оговоренные позиции в выдаче поисковых систем, может быть меньше предсказанного в начале. И в случае, если сайту не потребуется дальнейшая поддержка (т.е. тема продвижения достаточно легкая), заказчик сэкономит деньги за какое-то количество месяцев.

Второй способ менее выгоден обеим сторонам. Оптимизатору - тем, что по истечении части общего срока работ он будет работать без финансовых гарантий (например, при предоплате в 50% после половины полного срока). Заказчику - тем, что в начале работ по продвижению он отдает бОльшую сумму, не видя результата. Как правило, при оплате по второму способу оптимизаторы страхуют себя увеличением общей суммы, чтобы риск был оправдан. А риск оптимизатора заключается в том, что результат работ по продвижению сайта нельзя забрать обратно в случае неуплаты оставшейся части денег. Т.е. не только временные и финансовые затраты оптимизатора не окупятся, но и сайт недобросовестного заказчика какое-то время будет приносить тому потенциальных клиентов.

Логично упомянуть и о рисках заказчика. Долгое время было принято работать по оптимизации сайта без обещания конкретных результатов. Специалистов было мало, а поисковые системы периодически сбоили или меняли алгоритмы выдачи, что могло свести работу оптимизатора (большую проделанную работу) практически к нулю. Таким образом, весь риск ложился на плечи заказчика. Ситуация несколько изменилась с увеличением количества специалистов (ситуация со стабильностью работы поисковых систем изменилась, к сожалению, значительно меньше). Увеличение количества специалистов привело к конкуренции в данной области, что в свою очередь привело к появлению понятия "гарантии при продвижении сайта". Гарантии заключаются в примерных прогнозах о позициях или посещаемости сайта к концу срока работ по продвижению и возврате части денег в случае несоблюдения данных обещаний. Давать точные гарантии выхода на конкретные позиции в выдаче нельзя, т.к. позиции зависят от ряда внешних факторов, одним из которых является активность конкурентов, а, следовательно, и бюджет продвижения. Но можно давать гарантии на выход сайта в топ5 (первые 5 мест в выдаче поисковой системы), топ10 и так далее. Чем ближе гарантируемые позиции сайта к первому месту - тем дороже будет стоимость работ. Т.е. продвижение совсем без гарантий будет стоить значительно дешевле продвижения с гарантиями вывода сайта в топ10, например. Также можно лишь примерно гарантировать посещаемость ресурса, точно это сделать невозможно, т.к. невозможно точно предсказать позиции сайта, поведение пользователей и т.п.

Стоит отметить, что гарантируется, как правило, не полный возврат денег, т.к. оптимизатор сильно зависит от поведения поисковой системы (смены алгоритма выдачи, проблем с индексацией сайтов и т.д.) и активности конкурентов, и должен покрыть хотя бы часть своих расходов в случае непредвиденных обстоятельств (не говоря уже о затраченном времени). Самой правильной является ступенчатая система возврата, т.е. в случае, если выведено, допустим, 50% запросов возвращается одна сумма, если 80% - другая. Точные условия возвратов зависят уже от конкретных договоренностей между заказчиком и оптимизатором.

На что стоит обращать внимание при заключении договора по продвижению?

Прежде всего, стоит обращать внимание на портфолио оптимизатора и опыт его работы по продвижению сайтов. Смотреть стоит на реально выведенные в топ поисковых систем сайты и на сложность тем продвижения (например, тема "гостиницы Петербурга" и тема "носовые платки" будут несоизмеримы по сложности, об этом косвенно скажут цифры статистики Яндекс Директ и общее число найденных по данным запросам страниц). Если договоренности не включают в себя гарантий со стороны оптимизатора, то его портфолио позволит определить степень Вашего риска. Если оптимизатор опытный, то можно попробовать работать без гарантий за меньшую, чем в случае конкретных обещаний, стоимость.
Опыт оптимизатора также поможет сэкономить время там, где финансовый риск сведен к минимуму. Ведь получить поток клиентов лучше через меньший срок, т.е. опыт оптимизатора отчасти связан с успехом работ по продвижению, а значит с экономией месяцев на работу с нуля нового оптимизатора.

Также важно обращать внимание на условия, в случае которых условия договора считаются выполненными. Можно вывести в топ поисковых систем, например, 20 низкочастотных запросов ("где найти гостиницу в Петербурге", "как можно снять гостиницу в Петербурге", "гостинНицы Петербурга" и т.д., т.е. запросы, которые будет искать минимум человек), но не вывести 5 основных ("гостиницы Петербурга", "гостиницы в Петербурге", "гостиницы Санкт-Петербурга" и т.д., т.е. запросы, которые ищет большинство потенциальных потребителей данных услуг). Если договоренности вывода идут по количеству запросов ("если выведено больше 15 запросов, то работы считаются выполненными", например), то проигрывает заказчик, т.к. уже отдал сумму за вывод высокочастотных (а, следовательно, дорогих) запросов, а получил в выдаче лишь дешевые низкочастотные. В случае, когда сложность запросов темы более-менее одинаковая для упрощения вполне подходит "процентный вариант" гарантий (гарантии вывода определенного количества запросов без учета сложности), но если запросы не равны и значимая часть из них низкочастотные, то следует отдельно оговаривать количество выведенных высокочастотных запросов.

Договариваться на вывод только небольшого количества высокочастотных запросов также не стоит, но причины тут уже не в финансовых рисках заказчика, а в отдаче от продвижения.

Нюансов, связанных с продвижением сайтов на поисковых системах довольно много. Рассказывая о каждом вполне можно написать книгу. Последнее что хочется отметить - качественное продвижение на поисковых системах определенно принесет сайту популярность, а его владельцу прибыль. Сейчас при плотной конкуренции в сети Интернет без услуг оптимизаторов просто не обойтись.

Читайте начало статьи.

Веб-студия ElenaGray является первоисточником этой статьи.