Почему сайты похожи между собой?

Периодически мы сталкиваемся с мнением заказчиков о том, что большинство сайтов похожи между собой и «хочется чего-то необычного». Причем к «похожим сайтам» часто относят сайты с абсолютно разным дизайном и похожесть их определяют по местоположению навигации и других важных элементов сайта. Мы решили уделить внимание этой теме и подробнее рассказать о том, почему сайты «похожи» между собой.

Когда ваш потенциальный клиент ищет товар или услугу, не имея рекомендаций от друзей или знакомых, или просто от «девушки в рекламе по телевизору», по выбору именно Вашей фирмы, он, чаще всего, пользуется поисковой системой, запрашивая у нее то, что хочет найти. После простых действий он получает на выбор порядка 15 сайтов (только на одной странице поиска), которые стоят в первых рядах. Если Вы потратили средства или как минимум время на то, чтобы Ваш сайт находился среди первых так или иначе, то его открывают вместе с остальными счастливчиками.

Как правило, люди не хотят и не тратят много времени на тщательное изучение каждого сайта. Сначала путем очень быстрого отбора выбирается 2-3 сайта, на которых посетитель готов провести чуть больше времени, изучая их содержимое. Посетителю важно быстро найти ответы на интересующие его вопросы. А для этого сайт должен быть, прежде всего, удобным.

Для определения степени удобства сайта существует понятие «юзабилити» (англ. usability - «возможность использования», «способность быть использованным», «полезность»). Согласно исследованиям и тестированиям, которые были проведены в свое время различными учеными, было выявлено, то при переходе на сайт человек обращает внимание, прежде всего, на горизонтальное меню, затем, на вертикальное меню, если оно есть. Максимум посетитель «зацепит» взглядом еще пару тройку мест в верхней части сайта. Если среди увиденного Ваш потенциальный клиент не найдет ответа на интересующие его вопросы (чаще всего стоимость, контактный телефон, перечень услуг, примеры работ), он просто закроет сайт и потратит еще пару секунд на изучение следующего. В большинстве случаев посетитель сайта не будет тратить время, разбираясь, где же в оригинальном и необычном дизайне Вашего сайта спрятано меню или другая важная информация.
Результаты таких исследований легли в основу правил, которые называют понятием юзабилити сайта, и большинство качественных сайтов создается с обязательным выполнением этих правил. Вот почему сайты кажутся некоторым людям похожими, ведь они действительно похожи, что позволяет быстро доносить информацию до потенциальных клиентов и конкурировать с другими сайтами, создатели которых не поленились учесть в разработке дизайна требования к удобству восприятия сайта пользователями.

Дизайн сайта, и его качество, безусловно, значимы. Если сайт не имеет дизайна, как такового, или «дизайн» его неопрятен или неприятен посетителю, это также послужит поводом для закрытия сайта и перехода на следующий. Но не стоит «изобретать велосипед» и пытаться придумать самый оригинальный и запоминающийся дизайн по двум простым причинам:

  1. «Велосипед» давно уже изобретен и успешно используется теми, кто знает, как заставить сайт работать;
  2. «Сколько людей, столько мнений» и вкусы у всех разные. То, что покажется Вам идеальным дизайном, у других людей вполне может вызвать иное мнение (даже у Вас, спустя какое-то время, обязательно возникнет желание что-то изменить).
Качество дизайна и его удобство для посетителя – две равные и неотъемлемые части создания успешного сайта. Это важно помнить!